Привет, Гость
  Войти…
Регистрация
  Сообщества
Опросы
Тесты
  Фоторедактор
Интересы
Поиск пользователей
  Дуэли
Аватары
Гороскоп
  Кто, Где, Когда
Игры
В онлайне
  Позитивки
Online game О!
  Случайный дневник
BeOn
Ещё…↓вниз
 


Зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
   

Забыли пароль?


 
yes
Получи свой дневник!

Дневник пользователя "34796896" > Цитатник пользователяПерейти на страницу: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | следующуюСледующая »


пятница, 15 декабря 2017 г.
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ С.209 - о мент. мод. - Что мешает переменам??? Система: - Поведение зависит от Штeйн 11:43:39
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ

С.209 - о мент. мод.

- Что мешает переменам???

Система:
- Поведение зависит от связей между элементами.
- Изменяется, если что-либо убрать или добавить. Разделив систему надвое, вы получите не две меньшие системы, а поврежденную и, вероятнее всего, нефункционирующую систему.
-Компоновка и взаимное расположение частей имеет решающее значение.
-Части взаимосвязаны и работают вместе.
-Поведение зависит от структуры. При изменении структуры меняется поведение.

-Создаваемые человеком системы имеют пределы роста.
При прочих равных условиях в какой-то момент одна из них становится слишком громоздкой, плохо управляемой и склонной к поломкам.
- Когда системы разрастаются, имеет смысл дробить их на более мелкие и создавать промежуточные уровни управления и контроля.
В бизнесе, например, команда из шести человек может успешно работать, но 600 человек ничего не смогут сделать, если их не разбить на группы. В природе также есть верхняя граница жизнеспособности.

!!! Эмерджентные, или возникающие, свойства - свойства систем, отличающиеся от свойств составляющих их частей.

-Первый урок - с какого рода сложностью мы имеем дело в данной системе — с детальной или с динамической (с мозаикой или с шахматами).

!!! Работа системы определяется отношениями между элементами, поэтому любой, самый малый элемент может изменить поведение целого.

- Отсюда следует любопытное правило: чем больше у вас связей, тем больше возможное влияние. Расширяя связи, вы его умножаете. Исследования показывают, что удачливые менеджеры отдают поддержанию и расширению связей вчетверо больше времени, чем их менее успешные коллеги.

- Сложные системы пронизаны множеством связей, а потому, как правило, отличаются большой стабильностью.

- Изменения компонента системы непременно затронут и другие. Так что те будут сопротивляться переменам, потому что иначе им тоже придется измениться, и надо учитывать и это.

- Система действует как мощная эластичная сеть — когда перетягивают какой-нибудь узел на новое место, он остается там лишь до тех пор, пока его удерживают.

- Сила сопротивления системы появляется из-за работы по-старому других элементов, что связанны с частью, где происходят изменения.
Попытка изменить эту часть тянет за собой изменение остальных частей. Так происходит цепная реакция изменений всех элементов, которая требует контроля.

- Многие из систем хотя и сложны, но поразительно устойчивы (стабильны) и, таким образом, противятся переменам.

- Общая стабильность очень важна, но за нее, разумеется, приходится платить дорогой ценой — сопротивлением к переменам. Семьи бывают несчастливы, но не распадаются. Новые методы ведения бизнеса обычно внедряются со скрипом, потому что люди предпочитают работать по-старому.

- Собираясь изменить любую сложную систему — бизнес, семью или собственный образ жизни, — готовьтесь к противодействию. Где стабильность, там и сопротивление переменам, они как две стороны медали.

- Сам момент действительного изменения или разрушения, быстр и, как правило, радикален. Хороший пример — Берлинская стена.

- Когда в системе нарастает давление в пользу перемен, она может внезапно лопнуть, как воздушный шарик. Есть порог, за которым система неожиданно изменяется или рушится.
Если существует сильное давление, достаточно какой-нибудь мелочи, незаметной трещины в плотине, чтобы она рухнула под давлением накопившейся воды.

- Если при этом найти подходящее сочетание действий, она способна неожиданно измениться.

- Это - принцип рычага, способный изменить систему.
Удалив небольшое звено (найдя мотив) где-то в другом месте, можно высвободить интересующий вас элемент, как если бы вы развязали нужный узел и запутанном клубке ниток.
Необходимо знать, как устроена система, чтобы найти этот узелок.

- Поведение системы устойчиво тогда, когда оно предсказуемо в диапазоне возможных состояний системы. Например, руль плавно идет и при 10км/ч, и при 70 - это диапазон предсказуемости его поведения.
Два отличных работника могут оказаться совершенно неспособными работать вместе - сложность выявить предсказуемость (характер связей).

- Если система может отказать при самых обычных внешних обстоятельствах, она способна столь же легко измениться в желательном для вас направлении.

- Стоит правильно определить ее ключевые связи, и изменение может произойти поразительно легко. Для этого нужны не героические усилия, а знание того, где находится оптимальная точка приложения рычага.

!!! Для этого спрашивают - что препятствует изменениям?
Приглядитесь к связям, которые не дают сдвинуть тот узел, который вы хотели бы переместить. Обрубите их или ослабьте, и все изменится само собой. Это — главный принцип системного мышления.

- Некоторые части системы важнее других, потому что они в большей степени определяют ее поведение.
Как правило, чем большей степенью контроля над системой обладает та часть, которую вы изменяете, тем глубже и масштабнее будут последствия.

-Вот еще один принцип системного мышления:
Будьте готовы к побочным эффектам позитивным или негативным.
Но когда вы поймете систему, то сможете это предвидеть и планировать, делая их менее негативными или даже позитивными.

- Важнейшей точкой приложения рычага служат убеждения людей, образующих систему. Убеждения и поддерживают ее такой.
Найти причину (мотив) и повлиять на нее.

- Петли обратной связи — сущность систем.

- Системное мышление идет не линейно, по прямой, оно происходит циклами, петлями, контурами.

- Типы обратной связи:
Усиливающая обратная связь — когда изменение состояния системы служит сигналом к усилению первоначального изменения. Иными словами, система обеспечивает большее изменение в том же направлении.
Уравновешивающая (балансирующая) обратная связь — когда изменение состояния системы служит сигналом к началу движения в противоположном направлении, чтобы восстановить утраченное равновесие.
Итак, необходим механизм измерения, иначе система не будет знать о разнице между ее действительным и желаемым состояниями. Осуществляемые системой измерения должны быть достаточно точными, чтобы не возник риск запуска никому не нужных механизмов обратной связи.
Точность намерения, повторим, должна соответствовать задачам системы и цели.
Осмысленное общение всегда предполагает наличие некоторой цели, даже если мы не отдаем себе в этом отчета, иначе наши действия были бы хаотичными.
В долгосрочной перспективе огонь поддерживает жизнеспособность степей. Похоже, что, пройдя через испытания, экосистемы становятся сильнее.
Упреждающая обратная связь - предвиденье возможного будущего и действия, соответствующие представлениям, влияют на будущее.
Предвидение еще не произошедшего события становится причиной того, что в противном случае не произошло бы. Таким образом, будущее влияет на настоящее.
Наши успехи, страхи и представления о будущем помогают нам создавать его таким, каким мы предвидим его. Так что лучший способ обеспечить себе утомительный и неудачный день — это заранее «знать», что он таким будет.

!!!Важный аспект усвоения опыта — вопрос о том, где и когда проявляется обратная связь.
Когда мы не учитываем задержку во времени, то слишком рано оцениваем успех нашей стратегии — задолго до того, как проявятся все последствия.

- Мы можем чему-то научиться при условии, что способны установить недвусмысленную связь между причиной и следствием.

- Скорость системы определяется самым медленным звеном.

- Время, необходимое для того, чтобы сигнал обратной связи прошел по всем звеньям системы и вернулся, это «память» системы.
Когда причину и следствие разделяет задержка во времени и даже кажется, что и следствия-то никакого нет, эффект, к нашему изумлению, может неожиданно проявиться. И длиться он будет столько же, сколько и сама причина.

- Прежде всего можно сделать более надежным измерение, чтобы сигнал обратной связи приходил без задержки. Если это решение недоступно, привыкайте учитывать разницу во времени и старайтесь оказаться там, где нужно, к тому моменту, когда изменение успеет пройти через все звенья системы.
Чуть-чуть поверните кран и подождите, когда температура воды изменится. Возможно, вначале будет нелегко действовать с такой осмотрительностью. Но самое важное, когда вы разберетесь в том, как происходит процесс, у вас появится возможность изменить ситуацию в желательном направлении.

- То, что мы делаем сейчас, скажется на нашей будущей жизни, когда проявятся последствия. Не зная об истинных причинах проблем, мы ищем их где угодно, тогда как они появились в результате наших прошлых действий. Своими сегодняшними поступками мы формируем облик будущего.

Система — это сущность, которая поддерживает свое существование и способность к функционированию благодаря взаимодействию своих частей. Поведение различных систем зависит от того, как связаны между собой их части, а не от самих частей. Поэтому можно, опираясь на одни и те же принципы, понять поведение многих систем.
Системы являются частью более крупных систем и, в свою очередь. образуются меньшими подсистемами.
Свойства систем — это свойства целого. Ни одна из частей ими не обладает. Чем сложнее система, тем более непредсказуемы характеристики системы в целом. Эти свойства систем известны как эмерджентные, или возникающие, свойства — они «возникают», когда система работает.
Разделение целого на части - это анализ. С помощью анализа мы приобретаем знания. Соединение частей в целое — это синтез. С помощью синтеза мы приобретаем понимание. Когда вы разнимаете систему на части и анализируете ее, она теряет свои свойства. Чтобы понять системы, нужно наблюдать за ними в действии.
Каждая часть системы может влиять на систему в целом.
При изменении одного элемента системы всегда возникают побочные эффекты.
Системы противятся изменениям, потому что их части взаимосвязаны. Но их изменения могут быть внезапными, очень быстрыми и эффективными. Если понять систему, то можно найти ее уязвимые места. Небольшое воздействие на них может стать причиной значительных изменений. Это - принцип рычага.
Системное мышление идет не линейно, по прямой, оно имеет дело с циклами, петлями, контурами. Связи между частями системы формируют петли обратной связи. Это происходит, когда система возвращает
часть выхода или информацию о результатах данного этапа на свой вход для того, чтобы оказать влияние на следующий шаг.

!!! Качество решений определяется процессом, который используется для их принятия.

- Мы сами представляем собой непременный элемент всех своих проблем и, как сказал Эйнштейн, не в состоянии решить проблему, оставаясь на том же уровне мышления, который ее породил.

- Ментальные модели (убеждения) направляют все наши действия. Они - источник стабильности, то, на что можно рассчитывать. Нам нужна усиливающая обратная связь, которая бы их подтверждала и подкрепляла. Порой мы хотим найти ее настолько сильно, что бываем рады даже несчастью, лишь бы оно подтвердило наши убеждения — «я же давно предупреждал».
Таким образом, наши ментальные модели придают смысл событиям. Через них мы истолковываем свой опыт.

- Глубоко укоренившиеся в нас ментальные модели определенным образом организуют наше восприятие мира. Мы используем их, чтобы проводить различия и выбирать, что имеет для нас значение, а что — нет.
И можем принять свои представления за реальность, спутать карту с той территорией, которая на ней изображена.
Наши глаза работают не так, как фотоаппарат, объективно фиксирующий мир. Они действуют совместно с мозгом, который определенным образом истолковывает видимый мир. Поэтому то, что, как нам кажется, мы видим, — это отчасти реальность, отчасти — порождение нашего способа видеть. Ментальные модели сходным образом формируют то, что мы видим.

!!! Фильтры восприятия:

- ВЫЧЕРКИВАНИЕ
Наше внимание действует избирательно. В каждый миг бодрствования мы воспринимаем мир при помощи чувств, и у нас нет возможности замечать всю потенциально доступную информацию и реагировать на нее. Поэтому мы отбираем и фильтруем ее в соответствии с настроением, интересами, озабоченностью и бдительностью.
Всегда есть и другая информация, но, поскольку она для нас неважна, с чисто практической точки зрения ее как бы и нет.

- КОНСТРУИРОВАНИЕ
Конструирование — это зеркальное отображение вычеркивания: мы видим то, чего нет. Видеть — значит верить.
Мы компенсируем разрывы и непонимание, чтобы мир наполнился смыслом и был бы в наших глазах таким, каким нам хочется его видеть.
С легкостью мы находим правдоподобные объяснения и потом принимаем их за реальность. При взгляде в прошлое все выглядит разумно. И мы пытаемся увязать возможную причину с вероятным следствием, соединяя концы с концами в истории, которую хотим воспринимать как истинную.

ИСКАЖЕНИЕ
Искажение — это то, как мы изменяем испытанное нами на практике, преувеличивая одни его детали и преуменьшая другие. Оно может стать основой как творчества, так и паранойи.
Искажая события, мы придаем больший вес каким-то аспектам нашего опыта. В этом нет ничего плохого, но можно сбиться с пути. слишиком легко подтасовать приобретенный опыт таким образом, чтобы он подтверждал то, что нам выгодно.


ОБОБЩЕНИЕ
Используя обобщение, мы создаем наши ментальные модели на основании единичного опыта, в котором хотим видеть типичное пиление. Например, ребенок видит, как его родители относятся друг к другу и приходит к выводу, что именно таковы отношения между мужчинами и женщинами.
Обобщение играет ключевую роль в процессе обучения и применения наших знаний в различных ситуациях. Найдя в предмете что-либо уже знакомое, мы сразу понимаем, как с ним обращаться.
Опасность в том, что человек может взять нехарактерный пример, сделать на его основе обобщение и стать слепым и глухим ко всем свидетельствам обратного.

- С системной точки зрения нам нужно понять, каким образом принципы восприятия создают усиливающий и стабилизирующий механизмы обратной связи, не дающие распасться нашей системе убеждений. А потом мы сможем увидеть, в чем они сковывают нас и каким образом можно раскрепостить наше мышление.

Какие модели следует принять вместо нынешних.
Для этого есть три направления действий:
Задайте себе вопрос, каким образом вы собираете, накапливаете сигналы усиливающей обратной связи, которая укрепляет существующие убеждения, и каким образом уравновешивающая обратная связь между вашими ментальными моделями сохраняет всю систему в неизменном виде.
Определите свойства желательных для себя ментальных моделей — реалистичных и обеспечивающих наибольшую степень здоровья и благополучия вам и другим.
Создайте механизм уравновешивающей обратной связи, который будет основан на вашей цели построения реалистичных ментальных моделей, обеспечивающих наибольшую степень здоровья и благополучия. Тогда приобретаемый новый жизненный опыт будет укреплять и обновлять ваши ментальные модели,

Существуют три фактора, которые могут быть причиной ошибочною толкования собственного опыта, когда возникает усиливающая обратная связь, укрепляющая существующие ментальные модели"
- Регрессия.
- Пренебрежение фактором времени.
- Односторонняя трактовка событий.

РЕГРЕССИЯ
Регрессия — чем более экстремальным оказывается некоторое событие, тем вероятнее, что следующее будет близко к средней величине. За любым таким явлением с большой вероятностью должно следовать событие среднее, иначе со временем экстремальные значения станут нормой. Действует такая тенденция - тяготение событий к средним значениям.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ФАКТОРОМ ВРЕМЕНИ
Мы часто интерпретируем события как подтверждение наших теорий, без учета времени, разделяющего возможную причину и предполагаемое следствие. Иными словами, мы совершаем действие А и ждем, что случится событие В.
Намного безопаснее привязывать доказательства ко времени, иными словами, ждать подтверждений в течение определенного периода. Тогда результаты будут памятны и значимы в любом случае — подтвердят они вашу гипотезу или нет.

ОДНОСТОРОННЯЯ ТРАКТОВКА СОБЫТИЙ
(ВНЕ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ)
При отсутствии привязки ко времени мы можем заметить только события, подтверждающие наши убеждения, что создает усиливающую обратную связь. Это означает, что наш опыт избирателен: только один результат значим и заслуживает внимания.
Для объективной трактовки опыта необходимо фиксировать и помнить как положительные, так и отрицательные события.
Односторонняя трактовка событий и отсутствие привязки ко времени всегда создают усиливающую обратную связь для существующих убеждений. Если мы всякий раз будем ждать до тех пор, пока не произойдут события, подтверждающие нашу уверенность. уравновешивающая обратная связь не сработает, и у нас не будет появляться новая информация.
Примером ментальной модели, ориентирующей на избирательность и отсутствие привязки ко времени, служит такая житейская мудрость: «Человек не изменится, пока не будет внутренне к этому готов».
Односторонняя трактовка событий и привязка ко времени также могут обеспечивать подтверждение ментальных моделей.

Объективность трактовки событий и привязка ко времени обеспечивают наиболее ценную обратную связь для формирования наших ментальных моделей. Мы уделяем внимание всем возможностям в установленных временных рамках. Когда предсказанное событие происходит, можно с известным доверием воспринять результат как усиливающую обратную связь, если, разумеется, мы приняли во внимание действие закона регрессии.
Если предсказание не сбылось, это также имеет значение и служит уравновешивающей обратной связью, которая ставит под сомнение нашу ментальную модель.

Какие модели следует принять вместо нынешних.
Для этого есть три направления действий:
Задайте себе вопрос, каким образом вы собираете, накапливаете сигналы усиливающей обратной связи, которая укрепляет существующие убеждения, и каким образом уравновешивающая обратная связь между вашими ментальными моделями сохраняет всю систему в неизменном виде.
Определите свойства желательных для себя ментальных моделей — реалистичных и обеспечивающих наибольшую степень здоровья и благополучия вам и другим.
Создайте механизм уравновешивающей обратной связи, который будет основан на вашей цели построения реалистичных ментальных моделей, обеспечивающих наибольшую степень здоровья и благополучия. Тогда приобретаемый новый жизненный опыт будет укреплять и обновлять ваши ментальные модели,

-Самосбывающееся пророчество (предвидение подталкивает систему в направлении предсказанного состояния) возникает тогда, когда источником упреждающей уравновешивающей обратной связи служит односторонний, не опирающийся на установленные временные рамки опыт.

Для того чтобы быть полезной, обратная связь о событиях должна быть соотнесена с временными рамками.
Наиболее полезна такая обратная связь, в которой исключен эффект односторонней трактовки — избирательности в отборе информативных событий.

!!! Когда нам кажется, что опыт подтверждает нашу ментальную модель, надо задать ключевой вопрос: «Если бы результат оказался обратным, принял бы я его как подтверждение моей ментальной модели?» Если ответ утвердительный, то опыт не может быть использован для проверки адекватности наших идей.

- Опыт, опровергающий наши ментальные модели, может служить особо ценным источником уравновешивающей обратной связи, если его адекватно учитывать. Когда происходит нечто непредвиденное, не упускайте эту ценную возможность. Проявите любознательность. Чего не хватает, что мы не учли?

- Гармоничная семейная жизнь — результат отношений между всеми членами семьи. Здоровье человека зависит от слаженной работы всех органов. Действительно дружная команда в спорте и бизнесе достигает намного лучших результатов, чем группа разрозненных людей. Соответственно, коллектив, состоящий из очень талантливых индивидов, мало чего сможет достичь, если они не научатся работать вместе. Чтобы создать команду, недостаточно собрать всех лучших игроков или работников. Если они окажутся несовместимы, результаты будут чудовищны.
Получилось, что винить нужно систему. Поэтому, если вы ищете виноватого в ее пределах, то кончите тем, что сами им окажетесь, впрочем, как и все остальные, а причиной тому — петли обратных связей и причинно-следственных отношений. Никто не приходит на службу с намерением что-то испортить, но структура системы может не позволить сделать работу хорошо.

!!! Результаты зависят от структуры системы. Чтобы улучшить результаты, нужно изменить структуру системы.

!!! Гораздо лучше думать не о причинах, а об оказывающих влияние факторах. С позиций системного подхода взаимоотношения между элементами определяют, что служит причиной, а что — следствием. Эти взаимоотношения зависят от структуры системы.
В конечном итоге причины определяются структурой системы.

!!! Надо помнить, что при системном подходе объяснением служит не какая-то отдельная причина, а структура системы и отношения факторов внутри нее.

!!! Нужно отнестись особенно внимательно к ситуации, когда наблюдается повторяемость характера событий. Ищите объяснение именно в этом воспроизводящемся рисунке, образе — «паттерне» событий, а не в особых обстоятельствах для каждого такого случаи, тем более, если при этом вина за происходящее возлагается на внешние обстоятельства.
Паттерн — это ключ к пониманию скрытой от нас структуры системы.
Один случай - это просто событие.
Два — повод для повышенного внимания.
Три — это уже паттерн: он дает ключ к структуре системы.

- Открытые системы крайне чувствительны к начальным условиям. В один день мы отнесемся к утренней пробке на дороге спокойно, а на следующее утро точно такая же ситуация может привести нас в бешенство. Реакция будет зависеть от нашего утреннего настроения и порога восприятия.


ДВЕ СТОРОНЫ ХАОСА

-Представление о хаосе и чувствительности сложных систем к начальным условиям дает так называемый «эффект бабочки» — выражение, использованное метеорологом Эдвардом Лоренцем на лекции, прочитанной им в Массачусетском технологическом институте. Лекция называлась так: «Может ли трепетание крыльев бабочки в Бразилии стать причиной торнадо в Техасе?»

- Краткосрочные прогнозы погоды обычно достаточно
точны. Долгосрочные — значительно более рискованны.
Аналогичные силы проявляются в мелких, вроде бы случайных событиях, направляющих нашу жизнь.

- У теории хаоса есть и обратная, «светлая» сторона. Нужно знать, на что обращать внимание, и тогда за внешне случайными событиями можно увидеть некий скрытый порядок. Если взять простую систему и раз за разом подвергать ее одному и тому же простому воздействию, она может стать очень сложной. Хаос не случаен. Сколь бы глубоко мы ни заглянули в него, там можно найти сходную структуру связи событий, элементов, т.е. один и тот же паттерн.

!!! Структуры — паттерны, воспроизводящиеся на всех уровнях, называют фракталами.
— Мир опирается на панцирь гигантской черепахи.
—А почему черепаха никуда не проваливается?
— Там до самого дна сплошные черепахи.
Вот так и в теории хаоса — до самого дна сплошные фракталы!

- В Хаосе даже мелкие изменения создают запутанный клубок, но у всех систем есть повторяющаяся структура независимо от обстоятельств.

!!! Существуют две основные идеи, помогающие понять и ограничить сложность исследуемых систем.
- Прежде всего нужно установить разумные границы. Так что если нас интересуют только личные финансы, то, с одной стороны, можно исключить из рассмотрения молекулярную структуру монет и банкнот.
- А вот состояние здоровья, цели и планы на будущее могут иметь отношение к рассматриваемой нами системе. Мы сами устанавливаем границы. Чем глубже забросим сеть, тем выше будет уровень сложности рассматриваемой системы.

!!! Сложные системы тяготеют к тому или иному стабильному состоянию.
эти состояния называют точками притяжения, или аттракторами.
На уровне общества можно утверждать, что демократия обращается в аттрактор, как только общество достигает определенного уровня сложности. Другие типы политической организации оказываются недостаточно стабильными.

Что способствует сохранению нынешнего состояния?
Какие меры я хочу принять, чтобы сохранить существующие преимущества, но избавиться от недостатков?

Если мечтаете избавиться от привычки, нужно выяснить, что ее удерживает и что она вам дает. Сила привычек не в них самих, а в том, чего они позволяют нам достигать. Балансирующие петли сохраняют их для каких-то целей. Вы можете и не знать, для чего именно. Поэтому спросите себя:
Чему служит эта привычка, и чем это важно для меня?
Насколько это важно для меня сейчас?
Как я могу получать то же самое, но другим, более приемлемым для меня способом?


САМОПРИМЕНЕНИЕ И РЕКУРСИЯ

Что такое самоприменение и рекурсия?
- Самоприменение означает, что оценка некоторого признака, свойства относится и к самой этой оценке, например: «Не нужно смущаться того, что ты испытываешь смущение».
- Рекурсия основана на многократном использовании принципа самоприменения, что, подобно восходящей спирали, поднимает вас на все более высокий уровень понимания. Вы постоянно возвращаетесь к исходной точке, только на более высоком уровне.

Везде, где присутствует возможность самоприменения, использование линейной логики в рамках этой системы отсчета создает неразрешимый парадокс.
Систему отсчета путают с тем, что в ней помещается. Язык общения не может быть сведен к информационному смыслу высказываний. Например, каждому случалось наблюдать, как человек говорит «да», тогда как все его существо кричит «нет!». А шутливый тон, который так приятен в дружеской беседе, совершенно неприемлем в официальном контексте.

- Такого сорта коммуникационные парадоксы могут свести с ума, если вы не сумеете занять то, что называют метапозицией - выйти за рамки системы и посмотреть наблюдателей.

1. СОСТАВЬТЕ СПИСОК ТРУДНОСТЕЙ
Лучший способ избавиться от сковывающих ментальных моделей, не дающих вам решать проблемы, заключается в том, чтобы четко понять, чего вы хотите. Поставьте перед собой цель. Потом задайте основной системный вопрос:
«Что препятствует мне в достижении этой цели?» Каковы наиболее важные факторы, которые останавливают вас и мешают сделать то, что вы хотите?
Для простоты рассуждений предположим, что вы имеете дело с трудностями, созданными вашим образом мыслей, а не реальными обстоятельствами.
По поводу каждой трудности задайте вопрос: «В чем проявляется эта проблема?» — и запишите ответ. Потом спросите: «Что должно произойти, чтобы это перестало быть проблемой?»
Проявите особое внимание к тем ответам, которые указывают на отсутствие навыков или ресурсов у вас или у других. Возможно, это говорит о наличии ограничивающих ментальных моделей.

2. АНАЛИЗ ДИАЛОГА-МЫСЛЕЙ

Записать свои мысли по ходу диалога и проанализировать их

Нужно честно изложить свои трудности и спросить партнера, в чем заключаются его трудности и как он видит эту проблему.


3. ПРИСЛУШИВАЙТЕСЬ К ЯЗЫКУ
Ограничивающие ментальные модели действуют как нормы поведения и обнаруживают себя в ключевых словах и выражениях. Прислушивайтесь к тому, что говорите и пишете, что говорят и пишут другие, и в особенности к своему внутреннему диалогу.
Прежде всего прислушивайтесь к суждениям. Суждения — это авторитетные высказывания относительно реальности второго порядка, о мире смыслов значений, а не физических фактов.
Все сказанное сказано кем-то. У всякого описания реальности непременно есть автор. Суждение может потерять с ним связь, и тогда создается впечатление, что это не просто мнение, а сама решимость. Если вы поймете это, то сможете сознательно решать, хотите ли вы действовать в соответствии с этим анонимным знанием. Возможно, в прошлом оно было уместным, но будет ли от него польза сегодня?
Прислушивайтесь к себе и окружающим, ставьте под сомнение всякое суждение. Действительно ли оно применимо в этом случае? С особенной подозрительностью относитесь ко всем высказываниям, которые начинаются со слов «очевидно», «несомненно» или им подобных

«Кто это сказал?»
«Ну и что? Что из этого следует?»
«Почему бы и нет?»

«Должен», «обязан», «следует», «необходимо» — все эти и подобные им слова указывают на проявления некоего правила, нормы, а это может оказаться ограничивающей ментальной моделью.
Попытайтесь оспорить, поставить под сомнение эти высказывания, задавая вопрос: «А что случится, если я этого не сделаю?»
Это полезный вопрос, потому что позволяет выявить предполагаемые последствия несоблюдения правила, нормы. Правило может быть вполне обоснованным, но всегда есть смысл поставить его под вопрос, пусть даже молча, про себя.

Другой способ обращения с повелительным наклонением заключается в том, чтобы про себя заменить его на сослагательное («могли бы») и прочувствовать разницу.
В результате «Я обязан урезать расходы» превратится в «Я мог бы сократить расходы». Принуждение ушло, и перед вами теперь выбор, а не нудная обязанность.

Ментальные модели
как точка приложения рычага

!!! Все, что вы видите и, следовательно, на что можете воздействовать в системе, зависит от того, что и как вы измеряете. Когда некий элемент остается неизмеренным, он незаметен, хотя продолжает влиять на систему.
Если результатом решения проблемы не стало изменение ментальных моделей, можно считать, что она решена не полностью.


СИСТЕМНЫЕ МЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
1. Вы исходите из того, что на данный момент ваши ментальные модели лучшие из всего, что было вам доступно, но не прекращайте поиска более совершенных.
2. Вы имеете широкий круг интересов.
3. Не боитесь неопределенности.
4. Проявляете любознательность и уделяете особое внимание тому, что, похоже, противоречит вашим ментальным моделям.
5. Ищете причины событий в системе обратных связей, действующих в разные временные периоды.
6. Столкнувшись с проблемой, исследуете не только ситуацию, но и свои предположения о ней.
7. Обращаете внимание на взаимную связь факторов, добиваясь понимания того, как события согласуются друг с другом.
8. Ищете объяснения в виде системы циклов и контуров обратных связей, где которых результат - следствие одной из причин - в свою очередь становится причиной чего-то другого.

Объективная трактовка опыта проявляется в том, что запоминаются и интерпретируются все исходы. Эффективный способ совершено вования ментальных моделей предполагает объективную трактовку опыта и
прогнозирование временных рамок для ожидаемых событий.

В качестве причин в системах обычно рассматриваются взаимосвязи между влияющими факторами, а не отдельные события.

При взаимодействии со сложными системами, нужно:
- определить границы системы:
- искать аттракторы (стабильные состояния, к которым тяготеет система).
Чтобы изменить сложную систему, нужно:
—дестабилизировать прежнее, устойчивое, состояние (исходный аттрактор);
—создать новое устойчивое состояние (новый аттрактор).

Формальная логика непригодна, когда используются утверждения. предполагающие самоприменение. Для разрешения возникающих при этом логических парадоксов нужны системный подход или мета позиция. выводящая за рамки установленной системы отсчета.

Чем полнее мы осознаем последствия своих действий, тем насыщеннее и активнее живем. Это и есть самообучение — изменять себя с помощью обратной связи, активируемой нашими действиями.

Мы можем изучать что-то, рассказывающее нам о жизни, или учиться у самой жизни, и если первый тип обучения полезен и оказывает нам помощь в процессе жизни, то только второй пои воляет ее изменить.
В этой главе мы рассмотрим три взаимосвязанных вопроса:
Как изучать сложные системы и как в них учиться?
Как учиться с большей эффективностью?
Что мешает нашему обучению?

!!! Обучение — это процесс, оно означает действие и предполагает изменение. Приобретенный опыт меняет вас.
-Как вы узнаете о том, что научились чему-то? Вы больше знаете о мире и других людях и способны делать нечто такое, чего прежде не могли.

- Вы учитесь ради чего-то, так как существует разрыв между тем, что есть, и тем, что хотелось бы получить, поэтому предпринимаете действия для его устранения.

- Если продавец или менеджер хочет быть настоящим профессионалом, он должен помнить о своей цели и действовать по обстоятельствам.

-Итак, учиться — означает принимать решения и сообразовывать действия с результатами обратной связи. Мы не изолированы от внешнего мира, так что наши действия влияют и на него. Совершая следующий круг по петле обратной связи, мы уже в чем-то другие люди, действующие в несколько изменившемся мире.

- Чтобы не потерять равновесие и удержаться на ногах, нужно безостановочно продвигаться вперед. Это — динамическое равновесие. Мы при всем желании не можем пребывать в неподвижности.


ПЕРВЫЙ ТИП ОБУЧЕНИЯ
- Простое обучение не затрагивает наших ментальных моделей. Мы принимаем решения и выбираем свои действия из определенного набора, представляющего собой часть наших ментальных моделей. Это не изменяет нашего видения мира. В большинстве случаев наше обучение — именно простое.
-Когда речь идет о более сложных навыках, обратная связь действует во времени. В результате обучение идет постепенно, в процессе повторения или тренировок. Опытному игроку не нужна обратная связь во времени: он и так действует уверенно и точно.
обратная связь здесь работает не только внутри каждого действия, но и в серии однотипных действий во времени. Именно такого рода обучение изменяет нас.
Обратная связь здесь работает не только внутри каждого действия, но и в серии однотипных действий во времени. Именно такого рода обучение изменяет нас.

- Однако со временем выработанные способы ведения дел могут закостенеть и стать барьером для новых подходов. Нет большей помехи будущим успехам, чем формализация процедур, которые были основой достижений в прошлом.

ВТОРОЙ ТИП ОБУЧЕНИЯ
Порождающее обучение

-Есть и второй тип обучения, при котором наши ментальные модели начинают изменяться в контуре обратной связи. Он называется порождающим обучением, или обучением двойного цикла

- Рассматриваемый контур обратной связи может минимизировать расхождение между желаемым и фактическим состоянием (уравновешивать систему) только в том случае, если наша цель — рост знаний, постоянное совершенствование, если мы готовы ставить под сомнение свои идеи и убеждения.

- Менять ракурс своего восприяти

Для порождающего обучения основные вопросы таковы:
Каковы мои предположения относительно этого?
О чем еще я мог бы подумать в этом направлении?
Что еще это может значить?
Как еще это можно использовать?

Что нам мешает учиться?
Если обучение — это система, а данные обратной связи мы получаем все время, что же мешает нам учиться непрерывно?

НЕ УДАЛЯТЬ ЧАСТЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

-Мы не видим некоторых вещей, потому что концентрируемся на одной части контура обратной связи и игнорируем другую, как если бы в ходе футбольного матча видели игру лишь одной команды. Обратная связь — это круг, начальную точку которого выбираем мы сами, назначая, в соответствии с нашими ментальными моделями, чему быть причиной.

-Чрезвычайно важны и человеческие отношения между учителем и учеником. Каждый из нас когда-то учился у человека, которого уважал и любил. А самый легкий способ овладеть иностранным языком — завести роман с иностранкой.

- Трудно установить связь между причиной и следствием, если они сильно отстоят друг от друга во времени и пространстве. Так, бездумное производство дает промышленные отходы с неведомыми нам сейчас долговременными последствиями, а сами мы пожинаем плоды того, что натворили прежние поколения. Когда люди не в силах обнаружить проявления обратной связи, причиной может быть то, что реакция еще не завершила круг по системе. Так человек будет обучаться крайне медленно и с большим трудом, если будет хвататься за много дел сразу. Лучше обозначить круг наиболее важных дел и продвигаться дальше, отсеивая что-то далее или добавляя по мере необходимости.

Категории: Искусство системного мышления, Конспекты
Прoкoммeнтировaть
вторник, 5 декабря 2017 г.
Золотой вопрос Штeйн 20:22:16
Золотой вопрос, который расставляет на места проблемы с эмоциями, гневливостью и излишней агрессией: адекватна ли моя реакция на ситуацию? А в долгосрочной перспективе? Буду ли через месяц или год так эмоционировать из-за этого?

Категории: ПСИХология, Установки, Записки
комментировать 5 комментариев | Прoкoммeнтировaть
четверг, 25 сентября 2014 г.
хыкотлетаникольниколетта 15:08:26
Запись только для зарегистрированных пользователей.
среда, 24 сентября 2014 г.
хыкотлетаникольниколетта 17:54:15
Запись только для зарегистрированных пользователей.
НЯМ-НЯМ
Играй прямо в браузере!
tolxy.com
понедельник, 22 сентября 2014 г.
хыкотлетаникольниколетта 08:38:01
Запись только для зарегистрированных пользователей.
хыкотлетаникольниколетта 08:32:47
Запись только для зарегистрированных пользователей.
хыкотлетаникольниколетта 08:08:53
Запись только для зарегистрированных пользователей.
хыкотлетаникольниколетта 08:07:20
Запись только для зарегистрированных пользователей.
воскресенье, 21 сентября 2014 г.
хыкотлетаникольниколетта 19:02:53
Запись только для зарегистрированных пользователей.
хыкотлетаникольниколетта 18:04:47
Запись только для зарегистрированных пользователей.
хыкотлетаникольниколетта 18:00:42
Запись только для зарегистрированных пользователей.
четверг, 14 августа 2014 г.
В этом мире границы рая размылись и слились с адскими. Здесь перестало... Oсtober 16:40:26
В этом мире границы рая размылись и слились с адскими.
Здесь перестало существовать добро и зло, хорошее и плохое,даже инь и ян перестали существовать.
Здесь нет форм и рамок.
Время потеряло смысл и вскоре исчезло.
К этому мы шли так долго. И вот. Мы здесь.
Бесконечный покой.
Но почему-то хочется двигаться.
Странно, но человека всегда кидатет из крайности в крайность. Чертова неугамонность.
Вернем рай, вернем ад. Вернем инь и ян. Без этого скучно.
Веселимся.

Категории: Мысли
понедельник, 7 апреля 2014 г.
~105 Сeмпай в сообществе spring arts&gifs 14:39:36
­­


Категории: ~Арт
среда, 20 ноября 2013 г.
Финарфин, Феанор и Финголфин со своими первенцами Vi veri veniversum vivus vici в сообществе Мёртвый город 12:28:57
­­
­­
­­


Категории: Эльфы
Прoкoммeнтировaть
среда, 6 ноября 2013 г.
Тренинг противостояния вербальному нападению. Старая Ель 05:51:59
 Вначале тренинга участникам предлагается ознакомиться с техниками противостояния вербальному нападению.

На следующем этапе тренинга участники отрабатывают эти техники в парах перед всей группой, после чего группа выделяет достоинства, область применения и ограничения каждой техники.

1.Техника «Внешнее согласие».

Принцип: необходимо с чем-либо согласиться в высказывании собеседника (не по существу, а внешне).

Например: «Я тоже считаю, что нам следует обсудить эту проблему»,
«Меня, как и тебя, это волнует», «Согласна, что это неприятно».

Достоинства техники: людям приятно, когда с ними соглашаются. Собеседник чувствует, что вы миролюбиво настроены и готовы его выслушать. Таким образом, решение проблемы из эмоционального слоя перейдет в когнитивный.

2.Техника «Да я такой, и поздно мне меняться».

Принцип: вы сообщаете собеседнику, что то, в чем он вас обвиняет является частью вашей личности.

Пример: «Я всегда опаздываю, мне нравиться чувствовать себя не привязанным ко времени, это дает мне ощущение свободы. Я такой».

Достоинства техники: используется при грубых нападках на вашу личность, обезоруживает оппонента.

Ограничения техники: заводит оппонента в тупик, вызывает у него сильное раздражение.

3.Техника: «Испорченная пластинка».

Принцип: в ответ на претензии и обвинения собеседника, вы несколько раз повторяете одну и туже емкую фразу, пока собеседник не исчерпает свои силы. Обычно достаточно бывает трех повторений.

Пример: вы опоздали на работу, и в ответ на критику начальника вы можете сказать: «Это никогда больше не повториться». Фразы еще могут быть такими: «Я не готов сегодня это обсуждать», «Я подумаю об этом», «Я тебя понял».

Достоинства техники: использование техники позволяет экономить эмоциональные ресурсы. Конфликт при этом не разрастается.

4.Техника: «Бесконечное уточнение».

Принцип: в ответ на критику, вы задаете оппоненту много уточняющих вопросов.

Примеры: «Что конкретно вы имеете в веду», «Что бы вы могли мне посоветовать в этой ситуации».

Достоинства техники: использование техники позволяет прояснить позицию оппонента, снимает эмоциональное напряжение, дает вам время подумать, как реагировать на критику.

По материалам тренингов Е.В. Сидоренко.
Прoкoммeнтировaть
среда, 30 октября 2013 г.
... Бoрдo Дуaрт в сообществе дно. 19:12:17
43 неординарных оскорбления! Будьте креативны в высказываниях, но не перестарайтесь!)

01. Любое сходство между вами и человеком является чисто случайным!
02. Вы всегда так глупы, или сегодня особый случай?
03. Как аутсайдер, что вы думаете о человеческой расе?
04. Я хотел бы вам ударить в зубы, но почему я должен улучшать ваш внешний вид?
05. По крайней мере, есть одна положительная вещь, в вашем теле. Оно не такое страшное, как ваше лицо!
06. Мозг еще не все. А в вашем случае он ничего!
07. Осторожнее, не позволяйте мозгу влезть вам в голову!
08. Вы мне нравитесь. Говорят, у меня отвратительный вкус, но я вас люблю.
09. Ваши родители когда-нибудь попросили вас, убежать из дома?
10. Если бы я меня было такое лицо, как у вас. Я бы подал в суд на своих родителей!
11. Не огорчайтесь. У многих людей тоже нет таланта!
12. Не обижайтесь, но у вас, что, работа распространять невежество?
13. Продолжайте говорить, когда-нибудь вам все-таки удастся сказать что-нибудь умное!
14. Вы все еще любите природу, несмотря на то, что она сделала с вами?
15. Я так не думаю, может у вас растяжение мозга!
16. Стипендиаты как вы не растут на деревьях, они там колеблются.
17. Он имеет механический ум. Это плохо для него, он часто забывает поворачиваться к ветру спиной.
18. Его разум как стальная ловушка, которая всегда захлопывается при попытке найти ответ!
19. Вы человек земли, плохо, что не самая лучшая ее часть.
20. Он задумался – это что-то новенькое.
21. Когда, наконец стемнеет, вы наверняка будете выглядеть лучше!
22. Да вы просто чудо комик. Если смешно, это чудо!
23. В книге «Кто есть кто» вас следует искать как Что Это?
24. Вы являетесь живым доказательством того, что человек может жить без мозгов!
25. Он настолько короткий, что когда идет дождь, он всегда узнает об этом последним.
26. Да вы просто шаблон для построения идиота.
27. Почему ты здесь? Я думал, что зоопарк закрывается на ночь!
28. Как ты сюда попал? Неужели кто-то оставил клетку открытой?
29. Не пытайтесь ничего найти у себя в голове, она же пустая.
30. Я думаю, вы бы не хотели, чувствовать себя так, как вы выглядите!
31. Привет! Я человек! Что вы?
32. Я не могу говорить с вами прямо сейчас, скажите мне, где вы будете находиться через лет 10?
33. Я не хочу, чтобы вы подставляли другую щеку, это просто уродливо.
34. Я не знаю, кто вы, но лучше бы вас не было, я уверен, все согласятся со мной.
35. Я не знаю, что делает вас глупым, но это действительно работает.
36. Я могу выгнать из вас обезьяну, но это будет очень дорого для вас стоить!
37. Я не могу вспомнить ваше имя и, пожалуйста, не помогайте мне в этом!
38. Мне даже не нравятся те люди, которых вы пытаетесь копировать.
39. Я знаю, вы родились глупым, но почему у вас рецидив?
40. Я знаю, что вы сделали сами себя. Это хорошо, что вы признаете свою вину!
41. Я знаю, вы не так глупы, как выглядите. Такое невозможно!
42. Я видел людей, как ты, но тогда я должен был заплатить за билет!
43. Почему ты такая дура сегодня? Хотя я думаю это типично для тебя.


Категории: Этоинтересно
комментировать 1 комментарий | Прoкoммeнтировaть
суббота, 26 октября 2013 г.
8022 шaкал табаки в сообществе Don`t forget to smile!!! 14:48:33
Когда наш мозг способен на максимум проявлять работоспособность:

1. С 6 до 7 утра – «окно», когда лучше всего работает долговременная память, вся полученная информация в этот промежуток усваивается легко.

2. С 8 до 9 включается логическое мышление, это наиболее подходящее время для любой деятельности, связанной - одновременно - с запоминанием и аналитикой.

3. С 9 до 10 утра – оптимальные часы для работы с информацией и статистикой.

4. С 11 до 12 дня эффективность интеллектуальных функций снижается, стало быть, можно переключить внимание на что-нибудь отвлеченное. Например, послушать музыку.

5. С 11 до 14.00 – самое подходящее время для обеда. На эти часы приходится пик, как говорят на Востоке, «огня пищеварения», когда принятая еда переваривается и усваивается наилучшим образом.

6. С 12.00 до 18.00 – идеальное время для активного труда. Труд в более поздние часы вынуждает мозг работать на износ. Первые признаки такого перенапряжения – сложности с засыпанием.

7. С 21.00 до 23.00 происходит наиболее полный отдых ума и нервной системы.

8. С 23.00 до 1 часа ночи, во сне, идет активное восстановление тонкой энергии. В китайской медицине ее именуют «ци», индийские йоги называют ее «праной», современная наука величает нервной и мышечной силой.

9. С 1 до 3 часов, во сне, человек восстанавливает эмоциональную энергию.


­­
среда, 23 октября 2013 г.
#2747 Green Lunatic в сообществе Normal people scare me 14:04:19
­­


Категории: How To Train Your Dragon, Арт
Прoкoммeнтировaть
#2746 Green Lunatic в сообществе Normal people scare me 14:03:50
­­


Категории: How To Train Your Dragon, Арт
Прoкoммeнтировaть
#2745 Green Lunatic в сообществе Normal people scare me 14:03:18
­­


Категории: How To Train Your Dragon, Арт
Прoкoммeнтировaть
#2744 Green Lunatic в сообществе Normal people scare me 14:02:43
­­


Категории: How To Train Your Dragon, Арт
Прoкoммeнтировaть
#2709 Green Lunatic в сообществе Normal people scare me 12:56:08
­­


Категории: Со смыслом
комментировать 1 комментарий | Прoкoммeнтировaть
#2704 Green Lunatic в сообществе Normal people scare me 12:49:38
­­


Категории: Арт, How To Train Your Dragon
Прoкoммeнтировaть
воскресенье, 20 октября 2013 г.
229. mei .з в сообществе Самое няшное :з 11:33:15
­­
Всем няшных схем для плетения фенечек =^B­
­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­ ­­


Категории: Фенечки, Прямое плетение, Tutorial
Прoкoммeнтировaть
среда, 16 октября 2013 г.
Хороший текст. Обязательно... Oсtober 12:49:45
Хороший текст. Обязательно прочитайте его два раза. Почему именно два?
Прочитайте первый раз и узнаете.

Я часть потерянного поколения
И я отказываюсь верить, что
Я могу изменить этот мир.
Я понимаю, возможно это шокирует вас, но
«Счастье уже внутри тебя»
- Это ложь, на самом деле
Деньги сделают меня счастливым
И в тридцать лет я расскажу своему ребенку, что
Он – не самая важная вещь в моей жизни.
Мой босс будет знать, что
Мои принципы:
Работа
Важнее, чем
Семья
Послушайте:
С давних пор
Люди живут семьями
Но сейчас

Общество никогда не будет таким, как прежде
Эксперты говорят мне
Через тридцать лет я буду праздновать десятилетие моего развода
Я не верю, что
Я буду жить в стране, которую сам создам.
В будущем
Уничтожение природы станет нормой.
Никто не верит, что
Мы сохраним нашу прекрасную планету.
И конечно
Мое поколение уже потеряно.
Глупо полагать, что
Есть надежда.

А теперь прочитайте стихотворение снизу вверх

Категории: Красиво
комментировать 11 комментариев | Прoкoммeнтировaть
 


Дневник пользователя "34796896" > Цитатник пользователяПерейти на страницу: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | следующуюСледующая »

читай на форуме:
Что попросить на день рождения7Врод...
Ъ
пройди тесты:
Случайная встреча 2
Мечты,или все же реально быть с ним? 1
читай в дневниках:
Неа ОоНу втф ОО Бегом смотреть...
Я буду тебя тренировать! *_*НЕЕЕЕЕЕ...
Белла гонят спать =.=Эротических вс...

  Copyright © 2001—2018 BeOn
Авторами текстов, изображений и видео, размещённых на этой странице, являются пользователи сайта.
Задать вопрос.
Написать об ошибке.
Оставить предложения и комментарии.
Помощь в пополнении позитивок.
Сообщить о неприличных изображениях.
Информация для родителей.
Пишите нам на e-mail.
Разместить Рекламу.
If you would like to report an abuse of our service, such as a spam message, please contact us.
Если Вы хотите пожаловаться на содержимое этой страницы, пожалуйста, напишите нам.

↑вверх